Skip to main content

Здесь нет правильного ответа. Каждая ситуация у основателей различна, и время имеет свой путь, заставляя бизнес плыть то вперед, то назад, независимо от того, насколько блестящей является идея или насколько хорошо она реализована. Тем не менее, также важен терпимый к фрустрации уровень самого основателя.

Некоторые люди быстро сдаются и это может быть потому, что у них низкий порог терпимости к фрустрации или быстро развивается чувство того, когда неудача начинает выглядеть как полный провал. На другом полюсе этого спектра некоторые люди не способны отпустить идею до тех пор, пока последний уголек в мангале не перестанет гореть.

Так или иначе, несмотря на то, что все действуют по-разному, когда-то все оказывались на похожей критической точке в жизни вашего стартапа, когда ничего не движется. Поэтому лучше всего будет перестань думать о существовании идеи стартапа как о бинарной ситуации. Есть всего два бинарных фактора, которые основатель должен учитывать для принятия решения «люблю это или оставлю».

И когда заканчиваются деньги, обычно не остается выбора. Но до тех пор, пока вы не достигните нуля, вопрос стоит о степени риска, страдания и разочарования.

Как лидер, вы прежде всего отвечаете за свою команду, даже более, чем за инвесторов, партнеров или даже клиентов. Если вы считаете, что ставите своих сотрудников перед неприемлемым риском, финансово или психологически, то закрытие — это решение, которое стоит рассмотреть, но это далеко не легкий путь.

В меньшей степени то же самое верно и для ваших инвесторов и клиентов. Вы не хотите подвести их.

Так что задайте себе вопрос, достигли ли вы одной из этих точек? Не чувствуете ли вы, что шансы против вас, чтобы подняться до того, как деньги уйдут на ноль, и вы разочаруете тех, кто положился на вас? Именно тогда можно решить закрыться.

Когда делать пивот

Пивоты от идей и рынков легко понять, особенно когда бизнес приносит деньги, но не растет. Вы вносите одно маленькое изменение за раз — что делает ваш продукт, кому вы рекламируете, какое сообщение вы используете — и в зависимости от успеха или неудачи этого маленького изменения вы начинаете строить тезис для более крупного изменения. В итоге у вас получается совершенно другой продукт, рынок и/или позиционирование.

Еще одним признаком является невыполнение ключевых показателей. Это могут быть показатели удовлетворенности клиентов, финансирования или другие показатели здоровья бизнеса. Если эти показатели постоянно не соответствуют вашим целям, это может быть признаком того, что ваша текущая стратегия не работает.

Когда следовать намеченному курсу

Поверите ли вы, что большинство основателей в этой ситуации выбирают этот путь, и это работает довольно часто? Время создает колебания, и основатели находят способ внести небольшие, едва заметные изменения в бизнес-модель и план роста, которые могут создать тягу, похожую на пивот, который формально не объявлен пивотом. Но это обычно работает только тогда, когда рычаги для изменений уже установлены. Необходимо уметь создавать системы и методы в операциях, продажах и маркетинге, которые позволят вам быстро изменять ваш фокус. Если одна линия продуктов показывает слабость, нужно направить всю свою энергию на другую, пока она не оживет.

Во время пандемии 2020 года время стало ценнее денег, люди начали тратить деньги на продукты и услуги, которые могли занять их время — например, стриминг, онлайн-обучение и товары для дома. Но в 2023 году деньги вновь вернулись на первое место и теперь стали намного ценнее времени. С ростом стоимости всего, потребители сокращают расходы и стараются больше сделать с меньшим. Многие потребительские отрасли, такие как личное развлечение, образование и здоровье, резко снизились, и все компании в этой сфере были вынуждены делать трудные сокращения. Но насколько долго? И останутся ли они на плаву? Это не лучшее положение для стартапа, но такое случается в жизни каждого стартапа. Вы перерасходуете ресурсы в периоды возможностей и экономите в периоды спада.

Если вы сможете справиться с этим, вы будете следовать намеченному курсу или сделаете пивот, пока решение не станет бинарным. И вы будете знать, что сделали все возможное, чтобы сохранить идею.