Skip to main content

Когда вы создаете новый бизнес, его продажа, вероятно, последнее, о чем вы думаете.

Однако правда в том, что гораздо проще (и гораздо дешевле) разработать план выхода с самого начала, чем реструктурировать свою компанию для продажи. Для владельцев бизнеса лучшим курсом действий является развитие продаваемой компании с самого начала.

Как вы можете улучшить продаваемость при построении бизнеса?

Сделать ваш бизнес сразу на начальном этапе продаваемым не только принесет вам пользу, когда прийдет время совершить его продажу, но и поможет вам настроить себя на успех в качестве владельца бизнеса, ведь как известно, предприятия, которые имеют самые высокие цены продажи, также являются наиболее прибыльными.

Одними из ключей к созданию продаваемого бизнеса являются ранние инвестиции для улучшения масштабируемости с течением времени. Вы можете сделать это, сосредоточившись на следующем:

  • Внедрение высококачественных и эффективных технологических систем
  • Найм исполнительных руководителей
  • Регулярный обзор и аудит финансовых показателей
  • Построение функции человеческого капитала

Для некоторых это может показаться очевидными инвестициями, тем не менее, многие основатели бизнеса не хотят делать необходимые инвестиции в инфраструктуру, считая это «накладными расходами», а не возможностью его масштабирования.

Действительно, инвестиции в инфраструктуру с самого начала могут повлечь за собой значительные денежные расходы, но это резко увеличит стоимость вашего бизнеса, когда придет время продавать. Align Business Advisory, ведущий консалтинг по слияниям и поглощениям для малого и среднего бизнеса, также отмечает, что сторонний консультант может значительно помочь предприятиям найти способы повышения их общей масштабируемости с помощью таких услуг, как оценка бизнеса и планирование выхода.

Если ваша компания имеет качественную инфраструктуру, на которой можно построить бизнес, потенциальные покупатели захотят получить его «под ключ». В этой ситуации вы сможете заработать значительно больше от продажи. Если же покупатель увидит, что ему нужно будет реструктурировать компанию для масштабируемости после ее покупки, он заплатит гораздо меньше.

Как помочь своей компании продаваться по более высокой цене?

Даже если ваша компания работает уже много лет, все равно есть несколько моментов, на которые можно обратить внимание, чтобы оптимизировать общую стоимость. Если вы хотите быть уверены, что получите максимальную прибыль от продажи своей компании, начните с таких шагов.

1. Повышение операционной эффективности

Многие владельцы малых предприятий являются собственниками-операторами; их присутствие необходимо для успеха бизнеса. Однако, когда речь заходит о продаже, такая ситуация может резко снизить цену, которую готов заплатить покупатель.

Почему? Приобретая такой бизнес, покупатель берет на себя значительный риск. Когда вы покидаете бизнес, существует вероятность того, что повседневная деятельность пострадает или уйдут ключевые клиенты.

Если Вы сможете продемонстрировать, что Ваш бизнес хорошо функционирует и без Вашего участия, покупатели сочтут покупку менее рискованной, а значит, скорее всего, заплатят больше, когда придет время продавать.

2. Оптимизация валовой маржи и EBITDA

Не все деньги с выручки одинаковы. Например, если компания должна потратить 99 рублей, чтобы заработать 100 рублей, то 1 рубль прибыли не так ценен. Таким образом, в вопросе рентабельности важны не только деньги на банковском счете компании.

Чтобы убедиться в том, что ваша рентабельность достаточно высока для привлечения качественных покупателей, необходимо посмотреть на показатель EBITDA.

Маржа EBITDA показывает операционную прибыль в процентах от общей выручки. В большинстве случаев покупатели хотят, чтобы маржа EBITDA составляла не менее 10%. Многие покупатели считают предприятия с более низкой маржой слишком рискованными.

3. Диверсифицируйте клиентскую базу

Наличие одного-двух клиентов, которые регулярно тратят большие суммы на вашем предприятии, может дать вам чувство уверенности. Однако покупатели хотят видеть диверсифицированные доходы. Если большая часть выручки будет поступать от нескольких клиентов, а эти клиенты перестанут обслуживать Вашу компанию, то Ваши финансы пострадают.

В большинстве случаев покупатели с опаской смотрят на бизнес, в котором на одного клиента приходится более 20% выручки. Они все равно могут приобрести ваш бизнес, но, скорее всего, заплатят за него значительно меньше.

Если в настоящее время стабильный доход зависит в основном от нескольких клиентов, постарайтесь диверсифицировать источники дохода. Это может означать предложение дополнительных товаров или услуг или использование целевой рекламы для привлечения различных демографических групп.

Создание продаваемой компании с нуля

Создание бизнеса, ориентированного на продажу, может оказаться непростой задачей, особенно если вы изо дня в день занимаетесь его ведением. Однако предпринимателям крайне важно уделять первостепенное внимание продаваемости с самого начала своего бизнес-пути.

Приведенные выше советы помогут максимально увеличить общую стоимость бизнеса и привлечь качественных покупателей. Активно работая над продаваемостью, вы не только обеспечите себе успешную продажу, но и создадите условия для долгосрочного успеха и прибыльности бизнеса.