Skip to main content

Не зря в последнее время многие новостные статьи и размышления об успехе стартапов звучат одинаково. Все дело в том, что нити, связывающие стратегию формулы «единорога», распутываются все быстрее.

Для большего понимания изменения в стратегии можно сравнить с аналогичным изменением, которое поменяло наше представление о кино, поскольку эти изменения схожи и разделены всего несколькими годами. Кроме того, все понимают, что такое кино.

Раньше, если вы хотели выпустить успешный фильм, нужно было сделать следующие шаги:

  • написать отличный сценарий (как отличную идею для стартапа);
  • получить зеленый свет на сценарий (начальное финансирование);
  • найти несколько популярных актеров (опытные работники);
  • заключить сделку с крупным голливудским продюсером (финансирование серии А);
  • снять фильм и постараться уложиться в бюджет (стадия создания);
  • запуск в 2000 кинотеатров (выход на рынок);
  • в зависимости от кассовых сборов, либо снимать продолжение, либо идти устраиваться на другую работу.

За последние 10 лет распространение потокового вещания изменило все представления о том, как мы создаем и потребляем долгоиграющие фильмы.

И хотя голливудская машина все еще может изредка выпускать сиквелы блокбастеров, которые добиваются успеха традиционным способом (Топ Ган: Мэверик, Черная пантера: Ваканда навеки), большие кассовые сборы продолжают накапливаться, но индустрия кино уже никогда не вернется назад.

За последние пять лет несколько масштабных изменений во вселенной стартапов аналогичным образом изменили традиционный путь роста, причем, возможно, навсегда.

Web3 ограничила финансирование

Десять лет назад криптовалюты были игрой для ботаников и либертарианцев. В идее она казалась прочной, на бумаге все выглядело хорошо. Но в исполнении оставалось много вопросов.

Когда вливались новые деньги, быстро следовали и злоумышленники, и то, что раньше обещало быть интересным миром web3, превратилось в ежедневное документирование краж, мошенничества и банкротств.

По мере того как «домино» продолжает падать, многие новые и традиционные венчурные компании оказываются раздавленными под его тяжестью. Речь идет не только о потере доступного венчурного капитала, но и о потере веры в новые технологии и их потенциал.

Пандемия перетасовала таланты

Глобальная пандемия, ее ударные волны и различные ответные реакции изменили многое для многих людей, но два конкретных сдвига сильнее всего отразились на мире стартапов и инноваций. В основном люди стали говорить себе:
Я не буду тратить свою жизнь на то, что мне не нравится, и уж точно не буду делать это там, где не хочу быть.

В результате появился новый акцент на работе над чем угодно и где угодно. Платформы, инструменты, инфраструктура и протоколы, позволяющие работать на расстоянии, быстро созрели для удовлетворения вынужденного спроса.

Сейчас эта эволюция несколько омрачена тем, к чему она привела, а именно — оттоком талантливых специалистов, получившим такие громкие названия, как «Великий отставник» и «Великое сожаление». Но независимо от того, где в итоге окажутся талантливые специалисты, эти инструменты и платформы никуда не денутся. А те компании, которые не сталкиваются с переосмыслением своей собственной «плохой» культурой, оказываются впереди своих коллег-гигантов. Например, стартапы.

Это также означает, что инвесторы понимают, что эти большие чеки больше не должны быть такими раздутыми, как раньше, чтобы, скажем, финансировать аренду большой и шикарной офис. Расточительство — преднамеренное или по ошибке — больше не допускается, и его нелегко скрыть. И это приводит к самому важному изменению.

Инфляция привела к возврату к прибыльности

Пока миллиарды долларов продолжают сгорать из-за неудачных ставок на web3 и пока сталкиваются с выплатой миллиардов долларов в счет счетов по пандемическому реагированию, ну, было только вопросом времени, когда мы столкнемся с исторической волной инфляции.

Требования инвесторов вернуться к прибыльности также предсказуемы, как и запоздалы. Да, риск нуждается в топливе и воздухе, чтобы превратиться в вознаграждение, и это всегда будет так, но сколько Адамов Ньюманов и SBF-ов нам понадобилось, чтобы понять, что культы личности не оплачивают зарплаты и аренду?

Каждая новая блестящая тенденция стартапов — от компьютеров, созданных в гараже в 1980-х, до dot-bomb в 2000-х и набирающих популярность NFT в 2020-х — имеет короткий срок жизни и ложное лицо.

Единственное, что не меняется, это стратегия создания и продажи продукта дороже его себестоимости, а затем устойчивый масштабирования этого процесса.

В 2023 году каждый стартап будет на 100 процентов сосредоточен на прибыли, рентабельности, потреблении средств и перспективах развития.